Участок Полтава-Лозовая. История, Статистика, Современность;

Кто откуда, как связан с жд и связан ли, в общем все о себе

Участок Полтава-Лозовая. История, Статистика, Современность;

Сообщение StarMaster 03 май 2014 18:50

1895 год... Железная дорога шагает в сторону Карловки...

Из личных воспоминаний 199.х годов, все насколько изменилось, что скучаешь по старому еще сильнее, а почему неизвестно. С этой веткой у меня есть и детские воспоминания, когда я с отцом на ДР1А ездил в поездки на Красноград, Лозовую.

В те времена (1995/2000 года) весь участок "дышал" грузовой работой, каждая станция была загружена работой, много поездов, заводов, хотя инфраструктура даже в 90-х годах была далеко не новая...

НАЧАЛО (1895/2014) ПОЛТАВА - КОНСТАНТИНОГРАД (КРАСНОГРАД)

Те далекие времена, когда дорогу строили, на пути строителей было множество преград. Это прежде всего рельеф, который здесь довольно рассечен ярами, балками и настоящими горами. Проблемы заключались на участках дороги близ Машевки, Карловки и Краснограда. Железная дорога длинной в 83 километра, должна была пройти через хутора Миновка, Селещина, Тагамлык, Карловка, Ланная, Кумовое и соединялось со Сталинской веткой с Днепропетровска в Константинограде (Краснограде).

На всем протяжении пути до Константинограда железная дорога была однопутной. Однопутка дожила до 1953 года, когда возросли грузовые перевозки на Донбасс. Первым двухпутным участком стал узкий проход между ст. Карловка и остановкой Хутор Федоровский (сегодня Орчик). Затяжной подъем на этом участке не давал поездам брать свой вес полностью. В связи с этим решено на месте остановки Хутор Федоровский построить разъезд. Название ему дали Орчик, в честь мимо протекающей речушки. Остановку перенесли от места, где сейчас неохраняемый переезд 57 километра, на 1,5 километра в сторону Конграда, на разъезд.

Прежде всего разъезд действовал как пункт отцепки/прицепки толкача. Для этого, в сторону моста через р. Ланная была построена длинная тупиковая кривая, служившая для отстоя паровозов-толкачей. По сведениям депо ТЧ-5 в то время толкачем был основной паровоз СО17-2332. Паровоз был фактически новый, 1947 года постройки. Вскоре после введения в строй разъезда, остро стала проблема разъезда поездов с Карловки вниз и с Орчика.

Проект постройки второго пути на участке Карловка - Орчик предусматривал установку 55-ти дренажных колодезей, и более полутора километров дренажных трасс, поскольку на этом подъеме очень часты плавуны (оползни грунта)

Проект предусматривал закрепление плавучего грунта сваями и черноземом. После земляных работа началась укладка второго пути. Она шагнула с Карловки, обогнула выемку, "пробуреную" при постройке первого пути, и зигзагом спускалась вниз, в долину рек Орчик и Ланная. Проектом так же построен второй пролет моста через Орчик.

Карта участка Полтава - Константиноград. 1943 год.
Изображение

Длина двухпутного участка составляла 9 километров. Скорость по нему была не более 25 километров в час вниз, и не более 40 километров в час вверх. Этот двухпутный участок был вторым на протяжении всего участка с Полтавы до Лозовой (первый - Вольный - Сахновщина). После введения этого участка (1955) движение по перегонам освободилось и разъезд не затруднялся.

В конце семидесятых усилилось пассажирское движение. Поезда устремились на юг. Для этого понадобились новые пути, которые предусматривали увеличение установленной скорости.

Для этого МПС УССР был разработан проект постройки двухпутных вставок на протяжении всего участка до Константинограда. Для этого выбраны следующие участки -
- Полтава-Южная - Никольское;
- Миновка - 18 км;
- 43 км - Карловка;
- Котляровка - Кумы - Федючково;

Строительство началось постепенно, начиная от Полтавы. Новый путь прошел через поселок Терешки, дугой огибая карьер. Там где карьер кончался, новый путь сходился со старым и шел до о.п. Никольское, где было решено сделать Стрелочный Пост Централизации, где две пути сходятся в одну. Двумя стрелками управлял ДСП на месте.

Вторая двухпутная линия была возведена от станции Миновка и до о.п. 18 км, где так же был возведен стрелочный пост. Этот участок был построен очень быстро и был введен в эксплуатацию вскоре после Полтавской.

Вставка от стрелочного поста 43 километр вела до станции Карловка, откуда уже шла двухпутка до Орчика. Длина этой вставки всего 5 километров, но именно здесь разъезжалась добрая половина поездов на участке.

Вставка от о.п. Сахзаводская (сегодня - Котляровка) шла до ст. Кумы и имела длину в 6 километров. Еще 5 километров двухпутки шли от ст. Кумы до о.п. Федючково, где из-за сложности профиля решено возвести стрелочный пост. От Федючково до Константинограда было рукой подать, но рельеф был настоящей преградой. Путь проложили, но кривая была такого радиуса, что все поезда следовали по ней со скоростью 25 км/ч и не более. Кстати, насыпь и кривая до сегодня сохранилась.

К 1981 году все это уже активно работало, вплоть до 1994 года. Спад перевозок после распада СССР, стал роковым для некоторых станций. Стали исчезать боковые пути, путевые и стрелочные посты. Канул в небытие Стрелочный Пост 18 км, как и вся двухпутная линия от Миновки, то же случилось и с двухпуткой от Котляровки до Кум.

Это были первые жертвы периода спада перевозок. Но были и позитивные моменты. Одним из них было принятое решение и план постройки двухпутки от Федючково до Краснограда. План одобрили, двухпутку построили, и пустили в эксплуатацию. Тем самым была преодолена последняя преграда скорому движению поездов.

1995/96-е года ознаменовались для участка исчезновением боковых путей на станциях. 4-й пути станции Миновка демонтирован в 1995-м году. В 96-м демонтировали 6-й путь по ст. Селещина, 3-й путь по ст. Тагамлык, 3-й путь по рзд. Сухой, 4-й путь по рзд. Орчик, 5-й путь по ст. Кумы. Лишь Ланная схранилась до сегодняшнего времени, как было раньше. Новый век ознаменовался окончательным демонтажем путей по участку Котляровка - Кумы.

В 2001-м году утвержден указ по укладке стрелочного перевода с крестовиной пологих марок 1/18 на стрелочном посту 43 километр.

Грузы шли довольно равномерно, станция Селещина грузила и разгружала сжиженный газ, зерно, древесину, черные металлы;

По Карловке грузили металлконструкции, машины, зерно и хлебопродукты. Ланная грузила зерно, сахар и молококонсервы.

В Краснограде так же грузили металлконструкции, зерно, стройматериалы, металлолом и тд.

Так жил и питал стальные магистрали участок Полтава - Красноград.

2008 год ... Мировой финансовый кризис ударил по грузоотправителям...Закрылся Ланновский сахзавод и молочно-консервный комбинат, выпускающий сгущенное молоко, остановился Карловский машзавод...

2009 год был для этого участка последним в старой жизни...Победа Украины в голосовании привела к ЕВРО-2012. Начались разработки проекта движения скоростных поездов, разрабатывались возможные маршруты движения. Одним из них стало направление на Донецк, которое проходило, согласно плану, на протяжении всего участка Полтава - Лозовая. в 2010 году начались работы по реконструкции участка и электрификации переменным током.

В конце 2010 года началась широкомасштабная реконструкция всего хозяйства, как путевого так и электроснабжения. Проект модернизации участка предусматривал:
- Демонтаж путей, светофоров, систем СЦБ и связи по ст. Тагамлык, Сухой, Орчик и Кумы. Закрытие станций, выведение их с работы;
- Замена рельсо-шпальной решетки по всей длине главных путей от Полтавы до Краснограда;
- Замена всех средств СЦБ, светофоров, линий электропередач питания системы СЦБ, установка микропроцессорной системы бесстыковой автоблокировки;
- Замена всех средств полевого контроля состояния колесных узлов, ДИСК, АСДК, ПОНАБ;
- Замена всех линий наружного освещения, централизация включения освещения от одной станции на несколько остановочных пунктов;
- Замена всех устройств автоматической переездной сигнализации, переездов;
- Комплексный оздоровительный (Ланная), восстановительный (Селещина), капитальный (Карловка, Красноград) ремонт помещений зданий вокзалов, закрытия помещений зданий вокзалов (Пост 8 км, Тагамлык, Сухой, Пост 43 км, Орчик, Кумы);
- Замена электрооборудования вокзалов, замена пультов ДСП и релейных щитовых вокзалов, систем управления ЭЦ стрелочных переводов и светофоров;
- Комплексный ремонт боковых путей на станция Селещина, Карловка, Ланная, Красноград;
- Укладка стрелочных переводов с крестовинами марки 1/18 на Пост 8 км, Пост 43 км, Орчик, Кумы;
- Замена существующих и укладка новых систем дренажного сообщения и водостоков на перегоне Карловка - Орчик и Кумы - Красноград;
- Введение единой системы контроля за всеми процессами поездного ведения по участку;
- Установка опор контактной сети, монтаж контактной сети, подключение, сооружение нейтральной вставки на перегоне Пост 43 км - Карловка;
- Сооружение и подключение тяговых подстанций на станции Карловка и Красноград;

Масштаб работ был поразителен, участок был полностью закрыт для движения почти 8 месяцев. Первыми проблемам участка стали завышение провисания контактного провода в некоторых местах и сбои в работе микропроцессорной системы СЦБ.

С приходом электрификации участок покинули такие трудяги как ДР1А, 2ТЭ116 и ТЭП70. ЧМЭ3 работают на маневрах по сегодня.

На участке ныне используются в пригородном движении электропоезда серии ЭР9М, ЭР9П и ЭПЛ9Т. В грузовывозках используют ЧМЭ3, ВЛ80К и ВЛ80Т. Пассажирские поезда следуют по ЧС4, ЧС8.
Аватара пользователя
StarMaster
Администратор
 
Сообщений: 965
Зарегистрирован: 24 апр 2012 07:52
Откуда: Украина, Полтавская обл, Южная жд

Re: Участок Полтава-Лозовая. История, Статистика, Современность;

Сообщение StarMaster 15 окт 2014 20:04

ПРОДОЛЖЕНИЕ (КРАСНОГРАД - ЛОЗОВАЯ 1895 - 2014)

1897 год...острая проблема нехватки линий для перевозки грузовой от сахзаводов и прочих местныхй предприятий требовала постройки новых путей...

Для местных сахзаводчиков единственной жилкой питания должна была стать железная дорога - и они решили подтолкнуть правительство Империи, ну и дать облигации на постройку линии от Константинограда до Лозовой, через поселки Кегичевка, Сахновщина и Орелька.

Проблемы этой стройки заключались в нескольких рельефных преградах, а именно:
- довольно сложный спуск с Константинограда;
- глубокая балка перед станцией Кегичевка, на 101 сажене от Полтавы;
- спуск от 116 до 126 сажени;
- спуск от о.п. Кузьминовка и до 146-й сажени;
- речка Орель и плавучие грунты у ее берегов;

Линия началась от Константинограда, и спустившись вниз, перешагнула речку Берестовую, обогнула Волчью балку и о.п. Большой Рог (ныне - Разживьевка), прошла у сахзавода о.п. Почтовая, поднялась на холм и спустилась до моста на 102 сажене, затем резко повернула влево, войдя в поселок Кегичевка (ныне - поселок городского типа, райцентр)

Первый участок до Кегичевки был завершен зимой 1898 года...В тот же момент была построена станция Балка (ныне - Балки), где поставлялись вагоны сахзаводу в с. Почтовое;

Приблизительно с сентября 1899 года начинают свою летопись станции Разживьевка, Кегичевка и Шляховой...

От Кегичевки линия тянется до поселка Чапаево, где тогда действовал крупный сахзавод;

В другую сторону от Кегичевки, полотно пошло на Сахновщину, и тут было первое препятствие - на 117 сажене начинался длинный спуск с плавунами, тут то и пришлось потрудится местным умельцам дабы не допустить плавунов в будущем и закрепить грунты. Пока строился участок спуска до 123 сажени, "на вершине" пригорка возникает станция Вольный.

От нее линия прошла вдоль с. Чернолозка, и перешагнула через речку Багатая, поднималась на пригорок, и входила в с. Сахновщина. Еще один сахзавод начал перевозить свою продукцию по железной дороге...

В 1901 году начинает действовать станция Сахновщина, от которой линия двинулась дальше, на Орельку;

Прямой участок от Сахновщины длиной в 11 саженей, поворачивал у с. Дмитров Двор (ныне - Новодмитровка) и проходил мимо с. Кузьминовка, где начинался очередной затяжной спуск. Тут же и возникла небольшая станция Кузьминовка, как бы на краю горы. Спуск вниз строили 2 года, поскольку было много балок, и много отсыпочных работ.

Спуск был преодолен, и болото, которое нужно было перешагнуть практически по центру, уже не казалось сильно страшной преградой. Перешагнув болото и речку Орель, в 1905 году железная дорога достигла Орельки, где образовалась станция. Сахзавод по Орельке заработал ударными темпами...Небольшой, но затяжной подъем до с. Страстное, был с блеском преодолен, и линия входит в Лозовую, через которую уже проходила Харьково-николаевская железная дорога.

Строительство было завершено...линия тяжело пережила две войны, летопись не нашла истории линии в ходе двух войн, и первые воспоминания датируются 1961 годом, когда на линии уже активно велась грузовая послевоенная работа.

Однопутный участок начал понемного задыхаться, для разминования поездов у истоко спусков, уже не хватало ресурсов станций Вольный, Кузьминовка и Страстной, поэтому в 1965 году было принято решение о строительстве двухпутных вставок в этих районах. Правда, в данном случае с карты участка исчезла одна станция, а именно Кузьминовка.

Двухпутная вставка начиналась от станции Вольный, проходила через Сахновщину, и завершалась внизу спуска на 146 сажене, где сооружен стрелочный пост. Поэтому в данном случае станция Кузьминовка была демонтирована за ненадобностью. Сегодня о ее существовании напоминает обветшалое здание станции, сохранившееся до наших дней...

Двухпутка дала то, что тогда было очень нужно - разгрузку станций Орелька и Кегичевка в плане разминования поездов...

В 1974 году активно начинает свою работу разъезд Гражданский, который до этого назывался разъезд 169 километр, на котором построена база одного из вагоноремонтных депо на ст. Панютино...

В середине восьмидесятых поезда немного поворачивают от этого участка, в последствии чего утрачивают свои значения станции Константиноград, Кегичевка, Орелька, сахзавод Чапаево...

Девяностые ознаменовались закрытием станции Шляховой, и последующим ее демонтажом.

До начала нового столетия и тысячелетия, несколько станций "похудели" из-за падения перевозок. Разживьева лишилась 3-го пути, 4-го пути недосчитались Балки, Шляховой полностью демонтирован, хотя здание станции осталось и поныне, Вольный лишился 2-го пути, от Кузьминовки осталось только здание станции, разъезд Страстной лишился одного пути;

В 2003 году демонтирован второй главный путь перегон Пост 159 км - Страстной, пост был закрыт, а станцыя Страстной лишилась еще одного пути и переквалифицирована в разъезд;

В 2009 году сюда пришла электрификация. Участок был электрифицирован переменным током 25 Кв.

Основные работы проводились:
- Демонтаж путей, светофоров, систем СЦБ и связи по ст. Разживьевка, Вольный, Страстной. Закрытие станций, выведение их с работы;
- Замена рельсо-шпальной решетки по всей длине главных путей от Краснограда до Лозовой, кроме двухпутной вставки от Вольного до Поста 146 км, где РШР признана пригодной для дальнейшей эксплуатации;
- Замена всех средств СЦБ, светофоров, линий электропередач питания системы СЦБ, установка микропроцессорной системы бесстыковой автоблокировки;
- Замена всех средств полевого контроля состояния колесных узлов, ДИСК, АСДК, ПОНАБ;
- Замена всех линий наружного освещения, централизация включения освещения от одной станции на несколько остановочных пунктов;
- Замена всех устройств автоматической переездной сигнализации, переездов;
- Комплексный оздоровительный (Балки, о.п. 116 (Вольный), Гражданский), восстановительный (Кегичевка, Сахновщина, Орелька), капитальный (Красноград, Лозовая) ремонт помещений зданий вокзалов, окончательное закрытие помещений зданий вокзалов (Разживьевка, Шляховой, Вольный, Кузьминовка, 159 км, Страстной);
- Замена электрооборудования вокзалов, замена пультов ДСП и релейных щитовых вокзалов, систем управления ЭЦ стрелочных переводов и светофоров;
- Комплексный ремонт боковых путей на станциях Кегичевка, Сахновщина, Орелька, полная замена всех магистральных путей на ст. Красноград, Лозовая, Балки и Гражданский;
- Укладка стрелочных переводов с крестовинами марки 1/18 по посту 146 километр;
- Замена существующих и укладка новых систем дренажного сообщения и водостоков на перегонах Вольный - 122 км и Кузьминовка - 146 км;
- Введение единой системы контроля за всеми процессами поездного ведения по участку;
- Установка опор контактной сети, монтаж контактной сети, подключение, сооружение нейтральных вставок по ст. Красноград, Кегичевка, Сахновщина, Орелька;
- Сооружение и подключение тяговых подстанций на станции Красноград, Сахновщина, Лозовая;

Участок был закрыт больше года. Первыми проблемами было недоработка водостока по спуску Вольный - 122 км, где наблюдались подмывы грунтов, а так же сбои в работе системы СЦБ;

С приходом электрификации участок покинули такие трудяги как ДР1А, 2ТЭ116 и ТЭП70. ЧМЭ3 работают на маневрах по сегодня.

На участке ныне используются в пригородном движении электропоезда серии ЭР9М, ЭР9П и ЭПЛ9Т. В грузовывозках используют ЧМЭ3, ВЛ80К и ВЛ80Т. Пассажирские поезда следуют по ЧС4, ЧС8.

Из источников и книг в интернете:)
Аватара пользователя
StarMaster
Администратор
 
Сообщений: 965
Зарегистрирован: 24 апр 2012 07:52
Откуда: Украина, Полтавская обл, Южная жд

Re: Участок Полтава-Лозовая. История, Статистика, Современность;

Сообщение StarMaster 15 окт 2014 20:04

ИзображениеТагамлык
ИзображениеПост 79 километр (Федючково)
ИзображениеКрасноград
ИзображениеРазживьевка
ИзображениеБалки
ИзображениеШляховой
ИзображениеКегичевка 1
ИзображениеКегичевка 2
ИзображениеВольный (116 км)
ИзображениеСахновщина
ИзображениеКузьминовка
ИзображениеПост 146 километр
ИзображениеОрелька
ИзображениеПост 159 километр
ИзображениеСтрастной
ИзображениеГражданский
Аватара пользователя
StarMaster
Администратор
 
Сообщений: 965
Зарегистрирован: 24 апр 2012 07:52
Откуда: Украина, Полтавская обл, Южная жд


Вернуться в Общаемся


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron